Территория судьбы Виктора Конецкого

 

Обложка книги Э. Фесенко «…Сын земли и океана»

В петербургском издательстве «Гангут» вышла книга известного литературоведа, профессора Северного (Арктического) федерального университета Эмилии Яковлевны Фесенко «Сын океана и земли», посвященная жизни и творчеству В. В. Конецкого. «Эта книга — своеобразное путешествие по миру, на который мы смотрим глазами Виктора Конецкого — моряка, писателя, художника, а на него самого — глазами его современников: коллег, друзей, литературных критиков, художников, родных, которые его понимали, ценили, восхищались его талантами и личностными качествами», говорится в издательской аннотации к книге..

С любезного разрешения правообладателей публикуем фрагмент книги.

Сердечно благодарим руководителя Морского литературно-художественного фонда имени Виктора Конецкого Татьяну Валентиновну Акулову-Конецкую за помощь в подготовке публикации.

 

Территория судьбы Виктора Конецкого

Виктору Конецкому

Душа морская? Да. Но и поэта,

но и России — дерзкая душа.

…Тебя я вижу в сумерках рассвета,

идущего к заливу, не спеша…

Глеб Горбовский

Воспоминания разных людей о Викторе Конецком так или иначе сводились к тому, что главная тема в его книгах, интервью, беседах с друзьями — это флот, море, Север.

Недолгая служба на кораблях Военно-морского флота, очень сложная, опасная работа на спасателях, особенно в северных морях, где смерть всегда разгуливала рядом с моряками, где шторма и льдины со всех сторон наступали на людей, дали Виктору Конецкому возможность многое узнать и понять.

Игорь Кузьмичев писал: «Море его закалило, дало ему штурманскую профессию и подарило богатый и колоритный мир его литературных героев. Конецкий обычно — а в общении с назойливыми журналистами и раздраженно — настаивал и объяснял, что в море он работает, трудится, соблюдая уставные правила и неписаные морские законы. А его сочинения, вымыслы и фантазии, в лучшем случае, лишь следствие изматывающей и рискованной работы.

Это действительно так. Но, пожалуй, не совсем. Если бы Конецкий фатально не побратался с морем и не плавал капитаном, он все равно стал бы писателем — потому что он им родился.

Однако море предъявило писателю Конецкому свой категорический счет, не оставляя лазеек для компромиссов. Оно не терпело словесной фальши, пусть и не преднамеренной. Море требовало от него беспощадной искренности и предостерегало от душевной расслабленности и всякой там “романтики”. Короче говоря, писать о море оказалось ничуть не лучше, чем в море работать».

С ним соглашался Лев Аннинский: «Конецкий вне моря непредставим. <…> Конецкий сросся со льдами Севера, и никакая Антарктида (было и это), никакие среднерусские пейзажи от морского Севера не отвлекут».

Писатель и историк Николай Черкашин абсолютно справедливо замечал, что в любом разговоре Конецкий возвращался к главной теме: Море, Север, Флот — и приводил в пример монологи Конецкого об Арктике: «Только там чувствуешь, что Земля — космическое тело.

Космос нависает… Сейчас вот американцы требуют себе наш остров Врангеля, дескать, вы там ничего не делаете, даже метеостанцию закрыли, а мы его преобразим… Говорить об этом больно — ведь все маяки по Севморпути погасили. Немцы с норвегами к нам в лоцмана набиваются. Если мы потеряем Север, мы предадим всех, кто положил за него свои жизни, — Седова, Русанова, Брусилова… Наши потомки не простят нам такой потери, как мы не прощаем сейчас Александра, который за два рубля Аляску продал».

Исследователь творчества В. В. Конецкого Э. Я. Фесенко

Саму Арктику Виктор Конецкий ощущал как «космическое тело»:

«В Арктике есть нечто космическое, внеземное, и этот космизм, на мой взгляд, сумел передать один лишь художник — Врубель…». «Арктике нужно только немного света, солнца, чтобы стать жизнелюбивой и заманчивой».

В своей книге «Никто пути пройденного у нас не отберет» он описывал, как «в полярной, черной, метельной ночи от горизонта до горизонта полыхали сотни прожекторов, палубных и разных других огней — караван из тридцати семи судов-клиентов, вокруг которых суетились ледоколы “Сибирь”, “Ермак”, “Адмирал Макаров”, “Владивосток”, “Капитан Сорокин” и “Харитон Лаптев”, пробивался сквозь сплошные льды курсом на пролив Лонга. Вернее, не на пролив, а на мыс Фомы острова Врангеля.

Поверьте на слово, это было зрелище, достойное богов всего Олимпа! Эти прожектора, пронзающие метель, в морозных ореолах, сполохах, в гало, светящие в самых неожиданных направлениях, ибо клиенты заклинились на самых различных курсах, продолжая светить себе в носы, хотя и никакого толка в освещении полярной ночи мощными прожекторами вообще-то нету. Но так уж моряки устроены, что электроэнергии нам никогда не жалко, а свет прожекторов оказывает положительное воздействие на психику судоводителей, которые психуют на мостиках».

Перед нами предстало фантасмагорическое действо необыкновенной красоты и силы. И хотя Виктор Конецкий, как уже говорилось не раз, часто иронизировал над романтикой, а иногда и отрицал ее, противопоставляя, как считал Лев Аннинский, «моряцкой э к з о т и к е моряцкую р а б о т у», потому что хотел подчеркнуть, что у него «против всех видов романтики старинный профессиональный иммунитет», «на смену ложной романтике» у него всегда приходила «будничная каждодневная работа», т. к. «честная работа — вот моральный капитал Конецкого», поэтому «он отрекается от романтики часто с помощью иронии», прибегая к приему «взаимоснижения стилей», но при этом «Конецкий ни за что не отдаст и этой своей осмеиваемой “романтики” потому, что она ему постоянно нужна для иронии, он без нее не может, без нее вся его проза попросту канет на дно будничных забот» <…> … осмеиваемую эту “морскую романтику” он тайно бережет <…> Виртуозный и чисто “конецкий” ход: убить мнимую поэзию прозаической деталью». <…> У него «влюбленная ненависть к ней».

Л. Аннинский считает, что причиной этого сложного отношения к романтике (и красоте) лежит «в подлинной глубине», где «его герой остается все тем же мальчишкой из послевоенного города, который от скудости быта поверил песне, пошел за мечтой. И он положит все силы, чтобы подвести под мечту реальный фундамент, чтобы “соединить романтизм с реализмом”. И он подкрепит мечту делом и убережет ее от экзотики».

И, тем не менее, обладая рациональным мышлением, способностью трезво оценивать происходившее вокруг него, никуда от романтизма Виктор Викторович Конецкий не ушел, доказательством чему служат его взаимоотношения с водной стихией. Достаточно прочитать, как однажды он на своем корабле «вплывал в храм», куполом которого были небеса, а «айсберг был алтарем». В этом храме люди были «жалкими гостями»: «Планеты и мироздание только терпят нас — и больше ничего!..»

А вот как он беседовал с одним из морей: «Оно называлось Лигурийское. Оно было как добрый знакомый, встреченный в сложном чужом мире. — Здравствуй, дорогое, — сказал я, присев на корточки в полумраке. Свет фонарей с набережной не достигал сюда. Тихо шуршала галька, когда мелкая волна ворошила ее. И я тянул к мягкой волне руку, но все не мог коснуться ее, потому что боялся замочить ботинки, и волна исчезала в полумраке. Но мне хотелось поздороваться с Лигурийским морем за руку.

Оно же обязательно хотело, чтобы я намочил ботинки.

— Если ты этого хочешь — на, пожалуйста, — и я подвинулся ближе к волне по сыпучей гальке, и пальцы коснулись холодной пены.

Я лизнул пальцы, чтобы узнать соленость Лигурийского моря, поднялся и пошел берегом на восток, увязая в гальке, продолжая говорить морю нежные слова.

— Ну, что шебуршишь, дорогое? — говорил я. — Ну, здравствуй, здравствуй.

Если бы море могло сидеть в кресле, поставив ноги на паровую батарею, и читать книгу, как могут это иногда женщины, которых мы любим, то я бы наклонился и поцеловал его…»

Человек не может равнодушно относиться к Природе, так как в ней заключена вся гармония мира. Огромную ее часть составляет водное пространство, которое веками пытаются освоить и покорить люди. Они, по убеждению Виктора Конецкого, «любят море, но порой у них не бывает времени, чтобы это осознать, и они ругаются с морем, потому что они С НИМ РАБОТАЮТ <…> Как любят и землю, хотя часто ругают плохие дороги, твердый грунт, сухую почву».

Для писателя Виктора Конецкого море — это огромный мир: «Не плавая, я не мог бы писать книги, поскольку утратил бы контакт с живым миром. <…> Арктические рейды дают возможность увидеть “фасад” России… <…> Заходы в порты и позволяют почувствовать пульс нашей жизни. <…> необходимо понимать, что СССР — огромная приокеанская страна. И постоянно заострять на этом внимание должны мы, писатели, чья основная тема — работа флота, жизнь моряков…»

Не мог Виктор Викторович не замечать, что в последние десятилетия ХХ века «зависимость человека от океана резко возросла»: для перевоза грузов, для использования воды, добывания продуктов питания, для лечения и отдыха, поэтому «надо пропагандировать рациональное, воистину человеческое отношение к океану».

Виктор Конецкий был уверен, что «морская служба дает массу возможностей обогатить себя духовно, накопить разнообразные знания»

Своей главной профессией — пока активно работал в море — он считал морскую профессию. Его жизнь и прошла в море, поэтому его всегда волновали проблемы Военно-морского и ледокольного флота. И все его книги появились только потому, что он «плавал»: «В море не напишешь роман… В море я художественное не писал. Я работал…» И размышлял, потому все его книги полны философских раздумий о сложных вопросах бытия, о жизни России и ее людях. Как утверждал писатель Валерий Попов, «Конецкий знал то, о чем говорил и о чем писал; все испытал на своей шкуре, на своих измотанных нервах. Он говорил правду, и никто, даже из самого высокого начальства, не смел его перебить. Другого бы легко перебили, но не его: Конецкий не злопыхательствовал, а страдал, и обвинить его, в сущности, было не в чем — лишь в том, что он страдал больше других. Но этого — не запретишь.

Жить в таком напряге, казалось, невозможно. И сама его жизнь, его существование, его работа в таком режиме были подвигом, вызывающим восхищение. <…> Конецкий был героем войны с неправдой, победителем этой войны. Его пытались награждать… но на грудь его, которая яростно трепетала, никогда не застывала в надменной неподвижности, награды как-то “не прикалывались”. Помню, как на писательском собрании, в момент торжества демократии, его хотели выдвинуть депутатом чего-то. Виктор Викторович вышел на сцену мрачный:

— Я скажу невпопад, как всегда. Наверное, вас это удивит, но, если я стану депутатом, я буду добиваться увеличения советских военных баз по всему миру — считаю это одной из самых важных задач! <…> Он знал, что говорил, он видел не лозунги, а реальную жизнь» (9, с. 219–220). А это происходило в разгар «разрядки», разоружения.

Виктор Конецкий

Виктор Конецкий гордился тем, что «полярно-морская тема» играла большую роль в русской литературе советского периода, когда народ восхищали экспедиции Папанина и челюскинцев, перелеты через полюс Чкалова и его товарищей. Он цитировал на память строки Марины Цветаевой: «Вот челюскинцы, как сжатые челюсти, медведь на них щерится, льды их теснят». Он считал, что «самое лучшее, что было совершено под руководством советской власти», — это освоение Северного морского пути и превращение его в действующую морскую магистраль. Он гордился своей морской службой Отечеству: «Когда идешь Северным морским путем (а я  прошел им раз двадцать туда и обратно), плывешь месяц, второй, третий, четвертый, и все Россия, Россия, Россия у тебя по правому борту, когда идешь на восток, по левому, когда идешь на запад. Проходишь устья всех наших великих рек: Енисей, Лена, Колыма. Когда находишься в Арктике, такое ощущение, что у тебя под ногами (ну, карта-то — север наверху, юг внизу) вся огромная Россия. И ты видишь течение огромных рек, того же Енисея, который потрясающе красивая река, величественная, она пронизывает всю Россию насквозь до южных границ. Я глубоко убежден в том, что фасад России обращен к Северу. Ведь большинство территорий-то наших северные».

Именно потому, что судьбу Виктора Конецкого навсегда определила его морская служба, нельзя обойти тему «Виктор Конецкий — капитан».