Советский ледокол «Москва»

 

XX съезд КПСС для полярных историков известен не только докладом Н. С. Хрущева о преодолении культа личности И. В. Сталина, но и благодаря решениям о строительстве первого атомного ледокола «Ленин» и второй серии дизель-электрических ледоколов типа «Москва», которые продолжили замену устаревшего парового ледокольного СССР.

В 1956 году эти ледоколы по заказу советской стороны должна была построить финская верфь Wärtsilä. Проект этих ледоколов был подготовлен конструкторским бюро «Айсберг», которое спроектировало атомоход «Ленин». Было предусмотрено строительство ледокола «Москва» и ещё нескольких ледоколов этой же серии, названных в честь других советских городов — «Ленинград», «Мурманск», «Владивосток», «Киев». Изначально строительство этих судов планировалось в СССР, однако на встрече с менеджером финской верфи Анастас Микоян сказал: «Три года я просил у наших верфей возможность построить такой ледокол, но у меня только голова шла кругом!» К тому же верфь Wärtsilä уже зарекомендовала себя строителем качественных дизельных ледоколов, после постройки для СССР трех дизель-электрических ледоколов «Капитан Белоусов».

Мощность ледоколов типа «Москва» была гораздо выше, чем у паровых предшественников и первой серии д/э ледоколов типа «Капитан Белоусов», составляла 22 тыс. л.с. На борту ращмещался экипаж около 100 человек, была предусмотрена вертолетная площадка.

В 1959 году «Москва» была построена, а летом 1960 года доставлена в СССР. Уже в 1961 году новый ледокол показал свое превосходство над паровыми судами, обеспечив помощь нескольким десяткам советских судов в Арктике. После этого ледокол всего за 10 дней, в середине октября, совершил переход по Севморпути из Мурманска во Владивосток. Была продемонстрирована возможность удлинить навигацию с помощью новых судов до середины осени. С тех пор «Москва» находилась во Владивостоке и обслуживала восточную часть Севморпути.

В 1984 году ледокол участвовал в освобождении двух тысяч белух в Беринговом море. В том году белоснежные киты были заблокированы в Беринговом море паковыми льдами, они голодали и задыхались без возможности всплыть на поверхность. Местные жители не давали затянуться оставшимся полыньям и кормили китов мороженной рыбой. На помощь белухам подошла «Москва», которая смогла разбить льды возле китов, они снова могли свободно дышать и даже начали играть. Однако за ледоколом белухи шли не охотно, но китов необходимо было вывести из этой опасной зоны. Помогла музыка. Тогда уже было известно о музыкальности этих млекопитающих, которые и между собой используют звуковые сигналы. На палубу вынесли проигрыватель, динамики и включали по разным версиям, то песни Аллы Пугачевой, то классику. Под музыку киты прошли за ледоколом 18 км и были выведены в открытое море. За операцией «Белуха» следила вся страна. Поголовье чукотских китов было сохранено.

За период 1970-1980-х годов ледокол «Москва» пережил свой расцвет и начал быстро устаревать, ведь в строй вводились новые суда. Ускорил списание ледокола распад СССР — в 1990-е перевозки по Севморпути значительно сократились и в 1992 году ледокол был продан на металлолом.