ПСКР «ПУРГА» — первое военное ледокольное судно СССР

ПСКР «Пурга» в бухте Комсомольская, порт Провидения

В 1936 году в рамках программы «крупного морского судостроения» было начато проектирование пограничного сторожевого корабля (ПСКР) ледового класса. В 1938 г. по заказу Морпогранохраны НКВД был разработан проект 52, и в том же году корабль заложили на заводе «Судомех» (ныне – Северная площадка «Адмиралтейских верфей»). В 1941 году судно было спущено на воду, но с началом войны законсервировано. Возобновилось строительство лишь в 1951 году, а в строй ледокольный корабль «Пурга» вступил 31 марта 1957 г. Судно включили в состав пограничного флота КГБ СССР. Стоит заметить, что подобное судно было построено в единственном экземпляре и является уникальным сторожевым ледокольным кораблем.

Ледовые качества корабля проекта 52 «Пурга» обеспечивались повышенной прочностью корпуса (толщина обшивки ледового пояса составляла 25 мм), дополнительным бронированием, высококачественной сталью, формой скошенного форштевня (носовой части), наличием бортовых креновых цистерн и дизельной установки суммарной мощностью в 9600 л.с. Во льду толщиной до полуметра корабль развивал скорость 15 узлов (около 27 км/ч), при толщине льда 1,8 м — 10 узлов (около 18 км/ч). Экипаж судна состоял из 250 человек.

На борту судна находилось, достаточно, мощное вооружение. 4 орудия 100-мм, 12 орудий 37-мм, 4 бомбомета БМБ-2 (70 ГБ) и 30 мин КБ.

В конце 1950-х гг. служба «Пурги» проходила на Севере. Главной задачей судна было задержание иностранных судов, которые незаконно пересекают морскую границу СССР в Арктике. В этот период пограничный корабль задержал несколько таких судов, занимавшихся незаконным промыслом. Летом 1959 г. «Пурга» Северным морским путём перешла на Дальний Восток и стала базироваться в порту Петропавловска-Камчатского. За время службы корабль прошёл более 400 тыс. миль и задержал 26 иностранных судов, нарушивших морскую границу.

Уже в 1960-х годах в советской Арктике не всегда было спокойно. Иногда у арктических границ СССР появлялись военные суда США и Канады, причем ледокольные. Арктика неминуемо начала вооружаться в эпоху Холодной войны, поэтому ответом советской стороны стала постройка первых ледоколов проекта 97 специально для ВМФ.

«Пурга»» была выведена из состава флота в 1990 году, на ее борту хотели организовать музей, но это предложение было отклонено и корабль продали на слом за границу.

По материалам Музея Арктики и Антарктики

https://vk.com/polarmuseum