1 февраля – день рождения нашего друга полярного исследователя Александра Абрамова, погибшего в апреле 2023 года. Он навсегда останется в нашей памяти как серьезный ученый, верный друг, добрый искренний человек. В день его памяти публикуем несколько фотографий из его архива и фрагменты из его дневниковых записей, которые он вел во время экспедиций.
С днем рождения, Саша.
«Ил-14». Из дневников Александра Абрамова
Взлетели, курс на пролив Дм. Лаптева. Под нами чистая вода Янского залива. Сразу вспоминается работа на океанографическом разрезе м. Святой Нос – м. Буор-Хая, это семь станций по северу залива. Конец сентября в тот год выдался холодным и штормовым. Работаем с судна «Лот» – старенький морской рыбачок. Хорошо держит волну. Непогодка к ночи разыгралась. На палубе работаем с освещением. Через фальшборт летят брызги, кусочки блинов-блинчатого льда. Холодно, мокро. Под ногами обледеневшая палуба, перекатываются канистры для проб и прочее экспедиционное барахло. Увлеченные работой, мы не замечаем этих неудобств. На мостике огонек сигареты – капитан в шторм спать не любит, говорит: «Не люблю люльку с детства». Поднимаем серию батометров, напарник на лебедке, я снимаю с троса очередной… Снять не успел. Пришедшая из тьмы волна оказалась помощнее своих сестриц ну раза так в два. Обрушившись через фальшборт, она рухнула тоннами воды на палубу. Меня отбросило к противоположному борту. Вцепившись в бухту каната, вижу как через шпигат с потоком воды уплывает наша экспедиционная посуда. Мой коллега биолог обнимает станину лебедки одной рукой, второй ловит уплывающую шапку. Шапку он не поймал, наверное, ею играют теперь лаптевские моржи.
Мокрые до нитки, тихо матерясь, собираем то, что не унесло водой. Кэп по громкой связи:
– Все, поиграли и хватит, ходом идем за мыс, науке молчать! – это нам.
Молчим. Думаем: откуда пришла эта нетипичная волна-убийца? Ни до, ни после не было таких… Судно переваливаясь на подскульной волне уходит под прикрытие мыса.
Утром будит матрос-аврал. Невзирая на должности и лица с ломами, кувалдами и лопатами обкалываем обледеневшее и потому незнакомое судно. Под утро столбик термометра упал ниже нуля. Мачты, леера, палуба -всё покрыто толстым слоем льда. При таком раскладе судно теряет остойчивость и ему грозит оверкиль. Общее мнение – да, но, конечно, не с нами. Многие так думали… Доделав работу, к вечеру, при абсолютном штиле подошли к стенке тиксинского причала.
А чего это я про пароход? Мы на борту судна, только воздушного. Под нами пролив Дм. Лаптева, слева мыс Кигилях с его каменными останцами (кигиляхи – каменные люди), справа мыс Святой нос. Ширина пролива здесь около 60 км, в хорошую погоду можно увидеть противоположный берег. Все, кто шел с материка на Ляховские, Новосибирские острова или возвращался, пересекали пролив в этом районе.
Между тем механик стучит разводяжкой о кастрюлю – борщ готов! Все свободные от дел – за стол! Свободные и не очень, себя долго ждать не заставляют. Стук ложек заглушает шум двигателей – борщ, на высоте сваренный механ-коком Санычем, выше всяческих похвал.
Идем через бар Индигирки на Колыму. В прибрежье до десятиметровой изобаты льда нет, у нас ледовой нет работы. Пьем крутой чай, под свирепым взглядом Саныча кто-то периодически посещает хвост самолета…
На баре Колымы разворот и курс на острова Де-Лонга. Идя таким курсом, мы должны уточнить местоположение южной кромки дрейфующих льдов Восточно-Сибирского моря. Чем дальше уходим от берега, тем прозрачнее вода, ее цвет переходит в изумрудно-зеленый. Водная толща насыщена кислородом и несмотря на низкую температуру воды полна морской жизни. Тут на отмелях морская капуста ого какая! А губки всех расцветок? А увидеть косяк белух! Мраморно-белые, они хорошо просматриваются с высоты на водной поверхности. Поражает слаженность их действий при преследовании косяков рыбы, вроде мобильных телефонов у них не видел. Лаптевский морж!
Популяция его уникальна и малочисленна. Слава богу, ныне он не является объектом добычи и есть возможность сохранить этот вид для будущих поколений.
Между тем, по правому борту стали появляться отдельно плавающие льдины. Значит, близко кромка дрейфующих льдов. В летний период льды интенсивно тают, граница их отступает к северу. Откочевывают со льдами в высокие широты моржи и белые медведи. Под нами уже сплоченные льды осенне-зимнего образования – по номенклатуре однолетние. Встречаются поля пака – многолетнего льда. Но нас интересует положение кромки, и дальше на север мы не поднимаемся. Массивы льда под воздействием ветра и течений непрерывно двигаются. Бывали годы, когда на совершенно чистую воду прибрежных трасс смещались старые льды северных широт, блокируя трассы, бары рек, сжимая суда в своих крепких объятиях. Атомный ледокол вряд ли смутит толстый лед, а вот сжатия массивов доставляют немало хлопот при ледокольных проводках. Тому пример январская эпопея этого года (имеется в виду 2011 год. — Ред. ) по вызволению из ледового плена в Охотском море плавбазы «Содружество».
Паковый лед
Кромка льда к северу от Новосибирских островов отступает к высоким широтам. Впереди по курсу, сквозь солнечную дымку проявляется остров лейтенанта Жохова, один из группы островов Де-Лонга. Эти места в прошлом отмечены отвагой мужественных людей. Пусть не все вернулись из этих мест, пусть не всегда была достигнута поставленная цель, люди эти останутся в истории и памяти поколений примером беспримерного героизма. Между тем, мы подходим к архипелагу Де-Лонга. Именно здесь развивались трагические события двух экспедиций: американской экспедиции Джорджа Де-Лонга, направлявшейся в район Северного полюса, и российской Э. В. Толля, предпринятой с целью изучения архипелага Новосибирских островов и обнаружения мифической Земли Санникова. Шхуна американской экспедиции «Жанетта» после двух лет ледового плена была раздавлена льдами и затонула в точке с координатами 77 гр. 15 м. с. ш. и 155 гр. в. д.
Судно «Жанетта»
С большим трудом экспедиции удалось достигнуть острова Котельного, откуда на трех шлюпках участники двинулись к материку в направлении дельты Лены. Не всем суждено было вернуться на Родину. Сам капитан-командор трагически погиб в дельте Лены, на берегу одной из многочисленных проток 30 октября 1881 года. На горе Америка-Хая на территории нынешнего Усть-Ленского заповедника в дельте установлен памятный крест (сотрудники следят за состоянием) в память о погибших участниках экспедиции.
Не менее трагична судьба Э. В. Толля –выдающегося русского исследователя Крайнего Севера, страстного путешественника, большого ученого, геолога, географа и его товарищей. Неблагоприятная ледовая обстановка, нехватка угля и раннее ледообразование не позволили в конце сентября 1901 года Э. В. Толлю обнаружить Землю Санникова.
Мечтавший ее увидеть и веривший в ее существование, он принимает тяжелое для себя решение: яхта «Заря» идет на зимовку на о. Котельный в лагуну Нерпаллах (Нерпичью). Вот что он записывает в дневнике: «Земли нигде не видно, только туман над льдами. Котел требует чистки. Машина, которая повреждена качкой во время шторма нуждается в ремонте…Ввиду этого я принял решение идти на Котельный… Планы на будущее гнетут мое сознание. Третий год плавания кажется мне предрешенным».
В начале июня 1902 года Э. В. Толль с астрономом Ф. Г. Зеебергом и двумя каюрами, Николаем Дьконовым и Василием Гороховым покинул «Зарю» и отправился на собачьих упряжках на остров Бенетта. В сентябре шхуна из-за тяжелых льдов не смогла пробиться к острову Бенетта и снять партию Толля. 8 ноября участники партии, не имея возможности зимовать на острове, предприняли попытку преодолеть полынью, отделяющую остров Бенетта от островов Котельный и Новая Сибирь по тонкому льду и разводьям. Отважное предприятие закончилось трагически. Следы пропавшей экспедиции теряются в туманах Великой Сибирской Полыньи. Низкий поклон отважным!
Но вернемся на борт нашего воздушного судна. С высоты 300 метров хорошо видны детали очертаний острова Бенетта. Юго-западный мыс Эммы, куда высадилась в 1881 году потерпевшая аварию экспедиция под командой Де-Лонга, и названный так в честь жены командора имеет галечный пляж. Выше мрачные скалы окаймлены многолетними мощными льдами. Над мысом возвышается остроконечная гора, названная Толлем горой Клык. Серо-зеленые волны накатывают на пляж, обрушиваясь белой пеной. Обилие морских птиц на прибрежных скалах, моржей не видать. Во время пребывания на острове Толль наблюдал пребывание островного стада оленей и даже охотился на них. Плато острова в данный момент пустынны. Может, олени ушли на о. Котельный, на материк откочевали, или вымерли от болезни, или их волки скушали…. Надо сказать, что в группе островов Де-Лонга, два из них, Вилькицкого и Жохова, открыты лишь в 1914 году гидрографической экспедицией на судах «Таймыр» и «Вайгач». В советские времена на острове Жохова находилась полярная станция, на ней зимовал мой друг, замечательный радист Саша Киктенко. Остров тогда являлся промежуточной базой между материком и дрейфующими станциями Северный Полюс. Сейчас станция законсервирована.
С острова Бенетта наш курс лежит на север острова Бельковский. От Котельного его отделяет пролив Заря, названный так в честь экспедиционного судна Э. В. Толля. Остров вытянут вдоль меридиана. Есть на нем старое становище. По найденным нами, будучи на острове с целью поохотиться, деревянным колесам охотники перевозили с берега к разделке туши добытых моржей столь необычным способом. Кто ходил в упряжке? Олени маловероятно, скорей, сами добытчики. На пляжах северной части острова лежбище этих клыкастых гигантов.
Накануне нашего посещения в тот год, здесь сильно штормило. Благодаря этому мы смогли без особого труда собрать богатую биологическую коллекцию флоры и фауны этих вод. Вся литоральная береговая часть была покрыта слоем ламинарии, морских губок различных цветов и форм, раковинами моллюсков. Такого многообразия в прибрежной части арктических морей не встретишь по причине значительно меньшего содержания кислорода. Особенно был счастлив биолог Александр Гуков, которого только под страхом оставить на острове до следующего захода, удалось заполучить на борт судна.
Проходим банку Нерпа, другие банки – это бывшие острова, сложенные льдами, песками и ныне исчезающие под воздействием тепла вод моря Лаптевых. Еще в начале прошлого века существовали острова Васильевский, Семеновский, Диомид. Теперь на их месте отмели с глубинами до пяти метров.
Линза ископаемого льда. Остров Муостах, бухта Тикси
Мыс Буор-Хая, он был и есть отправной точкой для плавания с дельты Лены на восток. Но, минуя маяк мыса Муостах и видя остров Бруснев, наше воздушное судно, успешно отлетавшее 11 часов, заходит на дальний привод… Спит залив Неелова, спят жители Быкова Мыса… не спит бортмех «ИЛ-14»…