Лев Саватюгин. Предчувствие Антарктиды

Лев Михайлович Саватюгин (в центре). Русское географическое общество, Санкт-Петербург

 

Лев Михайлович Саватюгин участвовал в девяти экспедициях в Антарктиду. В четырех зимовочных и пяти сезонных. Сегодня полярник и ученый продолжает работать в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ), пишет книги, статьи. Лев Саватюгин — один из тех, кто своей работой заложил основу для антарктических исследований следующих поколений ученых… Автор Михаил Телехов, «Вечерний Санкт-Петербург».

 

Помогали райкомы комсомола

Полжизни Лев Саватюгин потратил на то, чтобы получить образование, позволившее ему прийти в ААНИИ младшим научным сотрудником в отдел по изучению Антарктиды.

Отслужив после школы три года на флоте, поступил в ЛЭТИ. Но быстро понял, что это не его. И отправился искать дело по душе. Сплавлял лес в Карелии, работал на Кольском полуострове на буровой, потом рванул на целину. Но мечтал Лев Саватюгин о Чукотке. И в конце концов, через Новосибирск и Находку добрался до Магадана.

В Магадане молодому человеку помог… райком комсомола. Там ему выдали подъемные и направили электриком на предприятие по добыче и обогащению оловянно-вольфрамовых руд в Иультин  (ныне упраздненный поселок городского типа). Говорит, интересно было, туда ведь редко кто добровольно ехал: рядом работали пойманные немецкие и японские шпионы, диверсанты, полицаи… Потом была золоторазведывательная зимняя экспедиция на реке Майныпонтаваам.

И вот уже после попал Лев Саватюгин к океану, на мыс Шмидта. Помнит впечатление от огромных торосов на берегу. Спросил, изучает ли кто этакую силищу. А там аэродром, а на аэродроме полярники — ледовые разведчики высаживались. Объяснили, что ему в Гидрометеорологический институт поступать нужно в Ленинграде…

—  Вот надо мне было добраться до Чукотки, чтобы узнать: заветный вуз-то у нас, в Ленинграде, — улыбается сегодня Лев Михайлович.

Как поступал, это отдельная история. Диплом океанолога за месяц до 30-летия получил. Говорит, уже неловко было учиться — мужик здоровый, семья, двое детей. Институт тогда в «ахматовском доме» располагался на Фонтанке. А на первом этаже сама Анна Андреевна проживала. Говорит, всегда здоровалась.

 

Дневники полярника

В сентябре 1968 года Лев Саватюгин был зачислен в штат 14-й Советской антарктической экспедиции. Попросили рассказать о ней, а Лев Михайлович книгу протягивает — «Моя первая Антарктида» называется.

— Сам-то я многих деталей уже не помню. А тут все по дневнику написано, — признается ученый. — Кстати, шли тогда на легендарном дизель-электроходе «Обь». Я до этого его не один раз видел и в

Калининграде, где служил, и на Кольском полуострове. И каждый раз сердце ёкало, когда видел. Как будто предчувствие было. За столько экспедиций сроднились мы с ним.

Листаем страницы книги.

«29 октября 1968 года. Сегодня ровно неделя нашего плавания, за кормой свыше 2000 миль: Балтика, Северное море, Ла-Манш, Атлантика. Всю эту неделю оборудовали свои лаборатории, распаковывали и собирали приборы, надежно крепили их к столам и переборкам, чтоб во время шторма не сорвало».

«24 ноября. Общий восторг вызвал первый пингвинчик Адели. Он стоял неподвижно на льдине… Один-одинешенек, среди бесконечного белого поля… Привет, Антарктика».

«14 декабря. Сплошное невезение. С самолетом — катастрофа. С вездеходом — авария. А на вторые сутки сломался и второй вездеход. Остался у нас только один».

«15 декабря. …Саша чудом выплыл, его спасла каэшка (куртка из верблюжьей шерсти), которая сработала как воздушный пузырь. А Вася погиб. Они отклонились от трассы, их трактор заглох перед трещиной. Саша по гусенице пошел заводить его, а Вася остался за рычагами. Внезапно край трещины вокруг болотохода обломился, и трактор ушел под воду».

«20 декабря. Сейчас все мысли, все разговоры только о «дороге жизни». Выгрузка практически невозможна: «Обь» не может дальше пробиваться в таком заснеженном льду, трактора не могут преодолеть снежно-ледовые «болота» на пути к «Оби». Что делать?»

«8 января 1969 года. В Новолазаревской разбился еще один наш самолет Ан-2. Слава богу, без жертв. Итого из пяти самолетов у нас осталось два: Ил-14 и одна «Аннушка»… Ну и «везет»! Вчера на трассе вышел из строя наш вездеход. Это уже третий».

Первая антарктическая экспедиция для Саватюгина длилась 195 дней. Потом было еще восемь антарктических экспедиций и дрейфующая станция «Северный полюс». А еще ледники Памира, Тянь-Шаня, Горного Алтая, Северной Земли, Земли Франца-Иосифа, Шпицбергена. Во всех этих походах именно он со товарищи придумал и разработал технологию бурения ледников на километры в глубину… Доктору географических наук Льву Саватюгину есть что вспомнить, есть чем гор-диться. Пятнадцать книг об Арктике и Антарктиде написано — об экспедициях, о коллегах, научных открытиях. Вот мемуары, говорит, не хочу писать, лучше сны об Антарктиде видеть. Например, черный силуэт маленького человечка — одинокого пингвина Адели на льдине — до сих пор не выходит у него из головы.

 

О первой экспедиции Льва Саватюгина

Каковы же были цели 14-й Советской антарктической экспедиции (САЭ)?

Программа работ была гораздо шире, чем в предыдущие годы, и предусматривала те виды работ и наблюдений, которые предстояло впервые организовать в Антарктиде.

Продолжились исследования по влиянию Антарктиды на общую циркуляцию атмосферы. Велось изучение водного баланса Южного океана, электромагнитных процессов в верхней атмосфере и их связей с солнечной активностью, строения земной коры и верхней мантии в районе Южного полюса, акклиматизации человека в условиях Антарктиды. Также продолжалось картирование Антарктиды, а на станции Молодежная был создан региональный метеорологический центр.

Кроме производства научных наблюдений 14-я САЭ выполнила большой объем инженерно-технических, строительных и ремонтных работ. Так, в обсерватории Мирный на сопке Моренная были установлены два рулонных резервуара по 1000 кубометров для хранения дизельного топлива и авиационного бензина. На станции Молодежная было закончено строительство станции ракетного зондирования атмосферы. На станции Беллинсгаузен закончено сооружение аэрологического комплекса. На станции Восток построен павильон для изучения земных приливов. Выполнена большая и трудоемкая работа по приему танкера и заполнению нефтебазы в Мирном и Молодежной многолетним запасом нефтепродуктов.

И это все не считая обеспечения удаленных станций продуктами и предметами первой необходимости.

Все поставленные задачи участники экспедиции выполнили.

 

Досье

Лев Михайлович Саватюгин родился в 1937 году. Учился в Ленинграде, в 181-й школе в Соляном переулке. В 1967 году окончил Ленинградский гидрометеорологический институт по специальности «инженер-океанолог». Работает в ААНИИ. В настоящее время закончил экспедиционную деятельность, занимается наукой, пишет книги.

Доктор географических наук, почетный полярник. Кавалер орденов Почета, «За морские заслуги», медали «За трудовую доблесть». Один из участников создания Российского научного центра на архипелаге Шпицберген. Автор и соавтор свыше 150 научных и научно-популярных публикаций.

Отмечен премией правительства РФ за разработку теоретических основ экологически чистых технологий и технических средств бурения и реализацию их в условиях ледников Антарктиды.

Впервые: «Вечерний Санкт-Петербург», 30.03.2020