Начало строительству первых кораблей науки в России положено в 1718 г., когда по инициативе Петра I Адмиралтейств-коллегия приняла решение о создании гидрографической службы флота.
Почти век спустя, в 1827 г., было образовано Управление генерал-гидрографа, на которое возлагалось осуществление мероприятий по навигационно- гидрографическому обеспечению Российского флота, изучение, картографирование и навигационное оборудование морей, работа по созданию и внедрению в морскую практику штурманских приборов.
Исторические преобразования в России, связанные с Великой Октябрьской социалистической революцией, привели к тому, что экспедиционный флот СССР второй половины ХХ в. стал крупнейшим в мире и работал во всех районах Мирового океана. Структурно он подразделялся на научно-исследовательские суда комплексного назначения и специализированные: «службы погоды» «НИСП» (исследование процессов в океане и атмосфере над ним), НИС геофизической службы (исследования геофизических процессов в океане), НИС космической службы (исследование космоса и обеспечение полётов космических аппаратов). Сбор информации в океанах и морях для производственных целей осуществлялся также на научно-исследовательских судах министерства рыбной промышленности, специальных судах министерства геологии и др.
Как в фалеристике – исторической дисциплине, изучающей знаки и значки, запечатлена история развития науки, морских географических открытий и становления для этих целей судостроения, и будет наш сегодняшний рассказ.
К сожалению, какой-либо фалеристический материал периода XVIII-XIX вв., посвященный этому разделу истории Государства Российского, отсутствует. И лишь в ХХ в. эта тема нашла отражение сначала в российской, а затем и в советской фалеристике.
Однако начнем в хронологическом порядке.
В 1725-1743 гг. организуются Камчатские экспедиции в соответствии с планом, разработанным Адмиралтейств-коллегией и Сенатом.
Примерно этим же периодом датируется начало систематического изучения Российской академией наук океана, в частности, морей, омывающих Россию, их характеристик и особенностей.
Как подтверждение этого, следует включение в состав одного из отрядов II Камчатской экспедиции гидрографа Д.Л. Овцына, адъюнкта Петербургской Академии наук Г. В. Стеллера и других научных сотрудников.
Пакетботы «Святой Петр) (капитан В. Беринг) и «Святой Павел») (капитан А.И. Чириков), на которых участники плавания отправились к берегам Северо-Западной Америки, запечатлены на металлических миниатюрах серии: «ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В. БЕРИНГА 1725-1743», изготовленных коллективом Московского экспериментального творческого- производственного комбината художественного фонда России (ЭТПК) в рамках празднования 250-летия самого крупного географического открытия ХVIII века (илл.1,2).
В 1803-1806 гг.- происходит кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.П. Лисянского на шлюпах «НАДЕЖДА» и «НЕВА», во время которых были выполнены широкие океанографические и гидрографические работы у побережья Японии, Кореи, Сахалина, Курильских островов и в других районах Тихого океана, проведена серия глубоководных исследований.
1819-1821 г.г. отмечены кругосветной экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, результатом которой стало открытие русскими моряками Антарктиды. Значок Мытищинского завода опытных и сувенирных изделий Московской области с контурами одного из двух судов экспедиции — шлюпа «Мирный», символически напоминает о приближающейся памятной дате, 200-летии её успешного начала (илл.3).
В последующих морских походах перед экипажами непременно ставились и решались научные задачи.
1871 г. — плавание парусно-винтового корвета «Витязь», на котором известный российский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай совершил экспедицию на остров Новая Гвинея. Проведенные командой «Витязя» океанографические исследования в Ново-гвинейском море позволили назвать именем судна остров и пролив, а изготовленный век спустя сувенирный значок представил возможность фалеристике сохранить его облик (илл.4).
1900 г. июль — русская полярная экспедиция АН под руководством Э.В. Толля на яхте «Заря» вышла из Петербурга в Северный Ледовитый океан для поиска мифической земли Санникова. Много лет спустя, уже во второй половине ХХ в., контуры судна, запечатленные на миниатюре, изготовленной в одном из цехов Ленинградского Балтийского завода, стали памятью о подвиге экипажа во имя науки (илл.5).
Начало прошедшего века характеризуется появлением в России двух интересных металлических миниатюр, связанных с гидрографией. Они воспроизведены и описаны в сборнике коллектива авторов «Знаки и жетоны Российской империи» (СПб.: ФАРН, 1994). Первая миниатюра («В ознаменовании успешного окончания градусного измерения на Шпицбергене») высочайше утверждена 20 июля 1902 г. Коллекционерам- фалеристам для владения полной информацией о ней осталось только «всего ничего»: с помощью историков флота и соответствующей морской литературы установить название корабля или кораблей, участвовавших в этой экспедиции, выяснить авторство изготовленного знака, его тираж и место изготовления.
Вторая миниатюра, «В память гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана», высочайше утверждена 12 ноября 1915 г. Она вручалась членам экспедиций кораблей «Вайгач» и «Таймыр», осуществлявших с 1910 г. ежегодные плавания в арктические моря. Можно предположить, что в числе награжденных ею мог быть и Г. Д. Брусилов, являвшийся в 1910-1911 гг. участником этих экспедиций. 70 лет спустя благодаря усилиям творческого коллектива Московского ЭТПК на значке серии «Корабли—герои Северного морского пути» изображен «Таймыр», прославленный ледокольный пароход русского и советского гидрографического флота, участник освоения Северного морского пути (илл.6).
1912 год стал поистине неудачным для ряда российских исследователей Севера. Трагически закончились экспедиции В.А. Русанова на парусно-моторном боте «Геркулес» на архипелаг Шпицберген, Г. Д. Брусилова на шхуне «Святая Анна» при попытке пройти по Северному морскому пути из Атлантического океана в Тихий, Г.Я. Седова на парусно-паровом судне «Святой Фока» к Северному полюсу.
Контуры этих судов изображены в едином художественном стиле на миниатюрах серии «Россия поднимает паруса» (илл.7–9). Хотелось бы подчеркнуть, что эти корабли формально не относились к разряду научных, но заявленные организаторами цели, составы экипажа, а главное результаты – дают основание отнести их к таковым.
Вместе с тем Россия хранила и хранит память о своих исследователях Арктики. Так, приобретенный в декабре 1916 г. построенный в Англии ледокольный пароход был назван именем полярного исследователя: «Георгий Седов». Именно это судно, о котором напоминает значок, выполненный на заводе «Шахтметалл» Ростовской области (илл.10), прославилось в 1937–1940 гг. беспримерным дрейфом в Арктическом бассейне, и именно на нем в тот период времени работал известный океанолог и гляциолог В. Х. Буйницкий. С этим кораблем связано и научное становление исследователя Арктики, автора трудов по океанологии, метеорологии, ледовитости арктических морей В. Ю. Визе, осуществлявшего на нем в 1929–1930 г.г. научное руководство экспедицией.
Попытка рассказать языком фалеристики о гидрографическом направлении деятельности флота СССР в советский период времени была предпринята коллективом авторов в сборнике «Знаки и жетоны Российского флота, 1945–2004, ч.2» (М.: ООО издательство «АСТ»; СПб: Полигон, 2005 г.). В разделе «Гидрографам флота», видимо для характеристики исторического фона, без ссылки на наличие какого-либо памятного знака, упоминается первое после Октябрьской революции экспедиционное гидрографическое судно «Персей», построенное в 1922 г. для изучения северных морей.
А полвека спустя память о «Персеее» была увековечена на миниатюрах Мытищинского завода опытных и сувенирных изделий Московской области (илл.11-12).
В сборнике: «Знаки и жетоны Российского флота, 1917¬1945» (СПб.: Полигон, 2003) в разделе «За походы на остров Врангеля» не только помешены, но и описаны две соответствующие миниатюры. О предстоящем 80-летии одного из таких походов – полярной экспедиции на ледорезе «Литке» 1929 г. – напоминает значок с изображением этого судна, совершившего в тяжелой ледовой обстановке беспримерное для того времени плавание (илл.13).
В 1948 году было принято решение о создании в составе Академии наук СССР Института океанологии и о передаче ему для ведения научных работ океанского судна, получившего имя «Витязь». Оно в течение 18 лет являлось флагманом советского экспедиционного флота АН СССР. Вместе с тем сведениями о фалеристических материалах, посвященных кораблю, я, к сожалению, не располагаю.
Начиная с 1953 г. проводило геомагнитные исследования в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах научно-исследовательское немагнитное судно «Заря», принадлежавшее институту земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР. Фалеристам известна металлическая миниатюра с изображением этого уникального корабля, изготовленная на заводе «Ленэмальер» (илл.14).
1955 г. отмечен организацией в Антарктиде и омывающих ее водах крупномасштабной постоянно действующей советской Антарктической экспедиции (САЭ). Первая САЭ, возглавляемая известным океанологом и полярным исследователем М. М. Сомовым, вышла из Калининграда к берегам Антарктиды 30 ноября 1955 г. на дизель-электроходе «Обь». И весьма символично, что 20 лет спустя, в 1975 г. флагманом одной из следующих САЭ стало научно- экспедиционное судно (НЭС) «Михаил Сомов». На многие годы, а «Михаил Сомов» был флагманом САЭ в течение десяти лет, скромные значки с контурами судна были отличительным символом на лацканах костюмов научных сотрудников и экипажа корабля (илл.15-16).
В 1960 г. было спущено на воду научно-исследовательского судно, названное именем создателя первой русской научной школы физиков: «Петр Лебедев». Экипаж и научные коллективы в течение многих лет занимались решением проблем совершенствования гидроакустической техники. Но – вот загадка фалеристики – на миниатюре, выполненной коллективом Ленинградского монетного двора (илл. 17), наряду с контурами корабля и его именем приведено название одного из Ленинградских театров: «Театр Комедии». Буду благодарен ветеранам сцены, бывшим членам экипажей за воспоминания, которые помогут выяснить до конца степень взаимосвязи имени судна и этого театра.
В 1967 г. в связи с расширением программы исследований и освоения космического пространства и, в частности, под отечественную программу полета человека на Луну, в СССР, были построены четыре телеметрических судна: «Боровичи», «Невель», «Кегостров», «Моржовец». Кроме них в состав созданного морского командно- измерительного комплекса вошел и первый морской командно-измерительный пункт (КИП) «Космонавт Владимир Комаров», одно из наиболее крупных судов в мировом экспедиционном флоте. Находясь в различных районах мирового океана, это судно, оснащенное большими параболическими радиолокационными антеннами, находящимися под проницаемыми для радиоволн шаровидными чехлами, обеспечивало наблюдение, когда «радиовидимость» с территории СССР была невозможна. Этот плавучий космоцентр передавал информацию на борт космических кораблей и искусственных спутников. Примечательно, что контуры судна, впервые названного именем космонавта, неоднократно запечатлены в работах художников малых металлических форм (илл.18).
Фалеристике известен также ряд миниатюр, изготовленных для судов Гидрографической службы ВМФ СССР. Среди них знак научно- исследовательского судна «Полюс», которое в 1968-1969 гг. выполнило обширную программу океанографических работ и было вписано в историю отечественного мореплавания как первый советский корабль, прошедший Мозамбикский, Торресов, Патагонский и Магелланов проливы (илл.19).
В 1970 г. на базе портовых ледоколов высокого класса типа «Добрыня Никитич», которые при относительно небольших размерах, обладали большой мощностью главных двигателей и отличались великолепными маневренными качествами, корабелами Ленинградского Адмиралтейского завода было построено научно- исследовательское гидрографическое судно для Арктики «Владимир Каврайский», названное именем советского геодезиста, картографа и астронома. К спуску судна на воду было приурочено изготовление нагрудного знака (илл.20). К сожалению, до настоящего времени, нет точных данных о месте его выпуска, но, судя по манере исполнения и применённому металлу, можно предположить, что миниатюра выполнена на Балтийском заводе в Ленинграде.
В 1970- 1971 гг. в строй космического флота страны вошли командно- измерительные суда «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин», оснащенные для исследования океанских акваторий, верхних слоев атмосферы и космоса и способные самостоятельно выполнять все задачи, связанные с обеспечением полетов различных космических аппаратов, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций. Известны несколько металлических миниатюр с изображением корабля, носившего имя первого космонавта. Весьма символично, что одна из них (илл. 21), как и само судно изготовлена непосредственно на Балтийском заводе в Ленинграде.
На значке с изображением контуров корабля, названного именем главного конструктора, указано и имя города: Николаев, где на судостроительном заводе он был построен и спущен на воду (илл.22).
Известна и металлическая миниатюра, где на фоне просторов Вселенной видны контуры судна, принадлежавшего АН СССР, носящее имя основоположника отечественных систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами: «Академик Николай Пилюгин» (илл.23).
В 1970–1972 г.г. НИС «Профессор Зубов», названное именем советского океанолога, основателя динамической океанологии, автора трудов по ледовым прогнозам в арктических морях, принимало активное участие в обследовании морского дна Лофотенской и Северо-Гренландской котловины, многих рейсов САЭ. (илл.24).
Начиная с 1973 года работает НИС «Профессор Визе» (илл.25), участник многолетних экспедиций по исследованиям морского дна Фареро- Исландского и других порогов, ставших ключом установления причин изменения циркуляции Атлантических вод в Северный Ледовитый океан, многих рейсов САЭ.
17 августа 1977 г. атомный ледоколом «Арктика» первым из надводных кораблей достиг в свободном плавании Северного полюса. На памятном знаке (илл.26) изображен его путь в научно-практическом рейсе в северных широтах.
С 80-х годов ХХ в. вело активные метеорологические наблюдения практически во всех океанах НИС «Профессор Мультановский», названное именем известного советского метеоролога, разработавшего основы синоптического метода долгосрочных прогнозов погоды (илл.27).
Своеобразный исторический мостик с помощью фалеристики можно перебросить и при изучении значка с изображением легендарного ледокола «Красин» (илл. 28), на борту которого в 90-е годы ХХ в. работал «Международный фонд истории науки» и миниатюры с контурами НИСП «Рудольф Самойлович», носящего имя одного из видных советских географов, исследователя Арктики (илл. 29). Известно, что паровой линейный ледокол «Красин» в 1928 г. сыграл главную роль в спасении членов экспедиции У. Нобиле. Начальником же экспедиции на судне, которая в двух походах провела в том числе и обширные научные работы, был Р. Л. Самойлович.
Память об известном океанологе и геофизике, одном из основоположников школы физики моря В. В. Шулейкине, проведшем уже в советский период, в 1932 г., на «Таймыре» в должности помощника начальника экспедиции по научной части серию океанографических работ в Белом, Карском морях, море Лаптевых, увековечена в названии его именем научно- исследовательского судна (илл.30).
В августе 1984 г. осуществлен подъем флага ВМФ СССР на корабле 5-ой Тихоокеанской океанографической экспедиции, получившем имя бывшего Командующего ракетными войсками стратегического назначения: «Маршал Неделин». Памятная миниатюра, изготовленная по этому случаю на ЛМД (илл.31), была в тот период времени моральным поощрением не только членам первого экипажа, многие из которых осваивали судно с момента его закладки, но и проектировщикам из «Балтсудопроекта» и судостроителям Ленинградского Адмиралтейского объединения (ЛАО).
В 1985–1987 гг. творческим коллективом ЛМД весьма оригинально выполнен значок с контурами судов Акустического института АН СССР (АКИН), названных именами видных ученых в области разделов акустики: «Академик Николай Андреев» и «Академик Борис Константинов» (илл.32).
В феврале 1991 г. флоту сдан корабль измерительного комплекса (КИК) «Маршал Крылов», предназначавшийся для решения космических программ страны. И, вот, уникальный факт для советской и российской фалеристики, на миниатюре (илл.33) – новый флаг страны, но к тому времени еще не утвержденный, помещен в нижней её части. Таким образом, изготовленный знак как бы предсказал предстоящее свертывание космических программ, последовавшую за этим полную ненужность кораблей КИК, и, как следствие, скорый спуск флага.
К сожалению, фалеристы не располагали и не располагают обобщенными сведениями о наличии или отсутствии знаков, значков советского периода времени, посвященных тем или иным кораблям науки.
Нет пока таких сведений и о научном флоте новой России.
Думается, что создание своеобразного фалеристического каталога о них, включая, естественно, и корабли гидрографической службы, было бы еще одной страницей памяти истории науки и флота России, знаком признательности от благодарных потомков.
Борис Ларионов, коллекционер, исследователь-фалерист.